Хранение камней дома в домашних коллекциях и уход за камнями
Камни в украшениях должны храниться в специальных коробках и шкатулках только в темном месте. Отдельные изделия (например, с бриллиантами, корундами или из серебра), которые Вы носите не часто, должны быть дополнительно поштучно упакованы в плотно закрывающиеся полиэтиленовые пакетики (в таких пакетиках сегодня чаще всего продают ювелирные украшения). Вопрос плотной (почти герметичной) упаковки особо остро стоит для опалов, жемчуга и перламутра, так как они имеют свойство высыхать и растрескиваться от чрезмерной сухости в помещении. Это-же касется и бирюзы, которая на воздухе зеленеет.
Помните, что алмазы в украшениях, лежащих общей кучей, в состоянии сильно поцарапать и испортить все другие камни, включая такие твердые и "вечные", как благородные корунды (сапфиры и рубины). Тем более их нельзя сгребать в одну кучу, мять и трусить в руках - тогда царапины гарантированы. Еще сильнее пострадают более мягкие камни - шпинели, топазы, изумруды, аквамарины и тем более синтетические фианиты. У алмазов в огранке острые грани и углы. Устранять царапины от алмазов у благородных крупных камней обойдется довольно дорого и с потерей массы камня. Фианиты и очень мелкие драгоценные камни придется заменять, их не реставрируют. Безвозвратно пострадают такие мягкие минералы, как янтарь, так как его потом откажутся реставрировать. Золото мягкий металл, но его можно переполировать, если царапины неглубокие.
Помните, что природные опалы могут растрескаться от чрезмерной сухости и жара. Их в принципе нельзя мочить водой при ношении на себе в качестве украшений (возможны перепады температур - жар на кухне, производстве и у батареи) и тем более нельзя мыть с мылом. Их нельзя надолго оставлять на солнце. Перед их покупкой проконсультируйтесь с продавцом об условяих их хранения. Лучше всего их почаще носить, а хранить в темной шкатулке в герметичном пакетике. Синтетические опалы более стойкие и хранятся, как и обычные фианиты (без чрезмерных предосторожностей).
Не нужно хранить украшения с любыми природными камнями, выставленные в ювелирных коробочках (или другом открытом месте) на полках на дневном свету ради всеобщего обозрения (не только из соображений безопасности, но и для максимальной сохранности природного камня). Это же касается бус из кораллов, жемчуга и перламутра, минеральных образцов, которые не должны пылиться на солнце. Света не боятся синтетические корунды и фианиты.
Как хранить домашнюю коллекцию камней и минералов
Минералоги и геологи иногда собрают коллекцию минералов, для хранения которой могут потребоваться один или несколько шкафов и много стеллажей - фактически создают музей камней. Однако у любителей вряд ли есть желание и возможность собрать столь общирный минералогический материал. Для того, чтобы максимально сохранить свою коллекцию (не имеет значения, большую или маленькую), необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций. Это особенно актуально для тех, кто приобретает минералы и камни за деньги.
Образцы не должны пылиться, роняться на пол или стол и тем более биться друг об друга.
Храните минералы на полках или в коробках, при этом в коробках минералы должны располагаться в один слой.
Никогда не храните на свету и открытых полках минералы, которые могут обесцветиться или потерять свой цвет под действием солнечного света и ультрафиолетового излучения. Такие образцы ненадолго извлекаются из абсолютно темных коробок. В крайнем случае полка с такими образцами должна быть плотно без щелей завешена специальными занавесями и шторками из особой ткани, чтобы вообще исключить попадание света в то время, пока образец не демонстрируется посетителю.
Каждый отдельный не хрупкий минерал должен находиться в плотно закрывающемся полиэтиленовом пакете без трещин и отверстий. Сейчас в продаже есть удобные закрывающиеся полиэтиленовые кулечки и маленькие пакетики практически любых размеров. В любой момент Вы можете извлечь образец и полюбоваться им. Не храните в одном пакете по несколько образцов, особено разной твердости, так как одни из них обязательно поцарапают и испортят другие.
Все легко разрушаемые и хрупкие образцы храните в индивидуальных твердых картонных или пластиковых коробочках, устланных мягкими бумажными салфетками. Каждая такая коробочка затем упаковывается в индивидуальных полиэтиленовый пакет. Особо хрупкие образцы должны быть упакованы в стеклянные контейнеры и ни с чем не соприкасаться.
В идеале каждый ценный образец должен находиться в небольшой пластиковой коробочке (быть там надежно упакован), а коробка затем пакуется в достаточно герметичный полиэтиленовый пакет. Все коробочки затем складываются в ящик или шкатулку. Некоторые сверххрупкие образцы можно хранить только в специальных стеклянных упаковках, но стекло требует повышенной осторожности.
Чистка образцов. Большинство минералов можно мыть обычной водой или растворами синтетических моющих средств. Предварительно образец следует намочить в чистой воде, иначе после высыхания на нем могут появиться трудно удаляемые белые выцветы. Не рекомендуется для чистки карбонатов употреблять мыло - это может вызвать появление нерастворимого тусклого налета. Во избежание растрескивания кристаллов вода не должна быть горячей. Особенно чувствительны к перемене температуры самородная сера, реальгар, некоторые разности пирита, халькопирита, блеклых руд. Кристаллы этих минералов моют водой комнатной температуры. Нельзя мыть водой легко растворимые минералы.
Твердые и плотные образцы моют жесткой щеткой, углубления - с помощью кисти. Постоянное и обильное увлажнение позволяет избежать царапин от твердых частиц. Для мойки можно пользоваться струей воды из шланга, надетого на водопроводный кран. Углубления и полости отмывают сильной струей высокого давления, получаемой от наконечника с узким отверстием. Для улавливания ценных кусочков и мелких кристалликов образцы отмывают в тазу. Застрявшие крупинки удаляют иглой, чертежным пером или бамбуковой щепочкой.
Образцы с нежными и хрупкими игольчатыми кристалликами моют спокойной струей или окунают в воду отмываемой стороной. Длинные пучки волосовидных кристаллов не допускают даже такого осторожного мытья: в воде они слипаются, свободные кристаллики выпадают, а образец теряет естественный вид. В таких случаях приходится ограничиться осторожным обдуванием изо рта или резиновой груши, а застрявшие частицы удалить иглой или тонкой бамбуковой щепочкой.
Труднее всего удалить приставшие к поверхности камня глину и лишайники. Бесполезно пытаться чистить углубления щеткой: глина лишь забивается в уголки и держится очень цепко. Лучше всего отмывать ее струей высокого давления или дождаться полного высыхания: при этом глина растрескивается, отстает от поверхности и легко удаляется иглой или щепочкой. Помогает также вымачивание в растворе аммиака, керосине или уксусе и обработка струей горячего пара. Лишайники размягчают вымачиванием в растворе аммиака и затем соскребают иглой, бритвенным лезвием, проволочной щеткой или щепочкой. После высыхания на остатки наносят концентрированную серную кислоту; через час или более образец ополаскивают, чистят обуглившиеся лишайники щеткой и тщательно промывают. Битум, масла, жиры удаляют бензином или скипидаром.
Известна ультразвуковая чистка (при частоте 20-30 кГц) моющими растворами, эффективная при обычных загрязнениях (глина, корочки хлорита), в особенности при наличии в образцах хрупких кристалликов, не допускающих мытья щеткой. Отделение глины и хлоритов может потребовать более часа. Главное условие - бытовая ультразвуковая стиральная машинка, которую Вы используете, должна быть ультразвуковой, а не фальсификатом !!!
Защита образцов от разрушения. Некоторые минералы в коллекции становятся неустойчивыми: для одних воздух слишком влажен, для других слишком сух; одни чувствительны к кислороду, другие - к свету. В связи с этим отдельные экспонаты нуждаются в специальной профилактической обработке, предотвращающей их разрушение.
Окислению подвержены многие сульфиды, особенно пирит, в еще большей степени марказит и сульфиды кобальта и никеля. Быстрее всего окисляются пирит и марказит из ископаемых углей и других осадочных пород - конкреции и псевдоморфозы по растениям и животным. Трещиноватость и пористость ускоряют окисление. Образцы начинают издавать специфический запах, обрастают белыми выцветами и игольчатыми кристалликами сульфатов (особенно вдоль трещин и границ зерен), грани тускнеют и корродируют, коробки и этикетки покрываются буроватыми пятнами и разрушаются. В процесс окисления могут вовлекаться соседствующие минералы.
Окисление прогрессирует тем быстрее, чем дальше оно зашло, поэтому эффективна лишь ранняя профилактика. В зарубежной литературе сообщается о положительных результатах обработки антибиотиками, уничтожающими бактерии, которые активно участвуют в процессах окисления сульфидов. Свежие образцы обрабатывают раствором антибиотика (пенициллина, эритромицина) или натирают порошком препарата. Если же разрушение уже началось, то защита сводится к полному удалению продуктов окисления, обезвоживанию и консервации образца с помощью какого-нибудь герметизирующего покрытия. Образец обрабатывают соляной, плавиковой или щавелевой кислотой и длительно промывают чистой водой. Для нейтрализации следов кислоты, присутствие которой способствует окислению, образец помещают на 12-24 часа в закрывающийся сосуд, внутри которого в отдельном сосуде находится крепкий раствор аммиака. Выступившие тонкие налеты лимонита чистят сухой щеткой или замшей. Затем образец промывают погружением на 15-20 мин в чистый этиловый спирт, сушат на воздухе или при слабом нагревании и наносят защитное покрытие одним из двух способов:
1) путем проваривания в растительном масле;
2) путем двукратного погружения в лакирующий раствор на 15-20 мин с сушкой каждый раз около суток.
Лакирующий раствор представляет собой бесцветный масляный лак, разбавленный скипидаром или уайт-спиритом в 2-4 раза, или 7-10%-ный раствор поливинилацетата в смеси равных объемов ацетона и толуола. В раствор можно добавить немного антибиотика.
Защита как гигроскопичных, так и обезвоживающихся минералов заключается в нанесении на сухие образцы консервирующего покрытия из разбавленного лака - цапонового, масляного или поливинилацетатного. Для кристаллов гетита лак одновременно будет служить упрочняющей связкой; такую же роль играет пропитывание жидким крахмальным клейстером, повторяемое каждые 2—3 года. Обезвоживающиеся купоросы - сульфаты железа и меди - портятся меньше, если их окунуть в этиловый спирт и высушить в тени. Опалы (за исключением некоторых разностей благородного опала) самопроизвольно теряют адсорбированную воду, мутнеют и рассыпаются; свежие образцы необходимо 3—6 месяцев выдерживать в глицерине или вазелиновом масле. Образцы, подвергнутые профилактической обработке, нельзя мыть водой и водными растворами.