УДК 549:291,33
ББК 86.41:26.31
  К.305
 

Женские украшения: виды украшений, как их носить, пользоваться, уход

   Украшение как повод для знакомства
   Мужчины любят глазами. Женщины, зная эту склонность, стремятся радовать мужской глаз (а заодно и воздействовать на мужской или родительский кошелек). Ежегодно женщины тратят деньги на новые наряды и платья, часто забывая один, но очень важный секрет: украшения! Иногда принято считать, что мужчины не способны заметить новую прическу или платье и воспринимают только образ женщины. Но мужчина всегда реагирует на яркую оригинальную деталь в вашем образе! Она как бы подает сигнал об уверенности в собственном великолепии и говорит о реальном вкусе. По признанию мужчин, выделить из огромного количества симпатичных и милых девушек какую-то одну сложно. Помочь мужчине обратить внимание именно на Вас и оценить Ваш вкус всегда поможет оригинальное и стильное украшение...
   Украшение способствует флирту. Давно доказано, что украшение способно повысить у женщины самооценку и сделать ее гораздо общительнее. Эффектные серьги или колье на свидании заставляют ощущать себя невероятно привлекательной и уверенной в себе. К тому же оригинальное украшение является для мужчины прекрасным поводом, чтобы сделать комплимент или завести беседу.

   БРАСЛЕТ
   Кольцевидное украшение, которое носят главным образом на запястье или предплечье, реже на ноге. Изначально браслет был украшением и женским, и мужским. Более того, у воинов он служил символом доблести и одновременно защищал в бою. Форма браслета и место, которое он занимает на руке, зависят от традиций общества и общепринятых фасонов одежды. На протяжении своей истории браслет изготовлялся из самых разных материалов, имел различную форму и сегодня предстал перед нами во множестве различных и непохожих вариантов (есть выбор!).
   В XX веке функцию браслета-украшения приобрели также наручные часы, прогресс и подешевение технологий сделали возможным массовое производство наручных часов, украшенных браслетами (как женских, так и мужских). Современная этика не допускает ношения на одной руке и часов, и браслета. Сегодня браслет (как в виде отдельных украшений, так и более утилитарных часов) является одним из наиболее массовых и универсальных украшений.
   Сегодня браслеты из золота чаще всего делают в виде цепочки. Браслеты из серебра более доступны (хотя есть и дешевые, и очень дорогие варианты) и демонстрируют все разнообразие техник: от машинной до ручной работы, со вставками и без. Браслеты особенно популярны в странах с теплым климатом. Браслеты хороши для носки в теплое время года (зимой их не видно под шубой) или в помещении. Нелепо смотрятся яркие цветные бусы из дешевого материала и, например, серебряный или золотой браслет. Браслеты обычно носят на правой руке (так как часы - на левой), но можно надеть ювелирный браслет и вместо часов, это очень пикантно и обращает внимание окружающих (главный секрет состоит в том, чтобы потом не хвататься за него и не пытаться посмотреть, который час). Причем браслеты с камнями должны довольно плотно облегать руку, а без камней, в виде обруча или цепочки, свободно лежать около кисти. На обеих руках носят только парные браслеты. Тонкое запястье выгодно подчеркнет набор изящных браслетов или один ажурный браслет оригинальной ювелирной работы.
   К сожалению, на чрезмерно истощенных руках любые браслеты только подчеркнут излишнюю худобу, поэтому слишком худым браслеты носить не рекомендуется. А вот женщине с полными руками к выбору браслетов нужно относиться с осторожностью, но и не пренебрегать. И хотя часто им рекомендуют браслеты не носить, к этому не стоит относиться серьезно - умело подобранный и не сильно облегающий (не врезающийся в тело, это главный секрет) браслет только украсит полную женщину. Кстати, на Ближнем Востоке чем полнее женщина, тем больше на ней браслетов и украшений.

   БУСЫ
   Наиболее распространенный и демократичный вид женских украшений. Исторически появились одновременно с браслетами и в чем-то являются их ближайшими родственниками. Бусы разнообразны по размеру и формам. Их изготавливают из жемчуга, аметиста, аквамарина, топаза, кварца дымчатого и желтого, граната, горного хрусталя, агата, лазурита, малахита, орлеца, яшмы, коралла, янтаря, кости, стекла, фарфора, дерева, пластмассы и многого другого (практически чего угодно, вплоть до скрепок, гаек и других неподходящих материалов). Бывают бусы из металлических цельных или пустотелых шариков и пластинок разнообразных форм - из золота, серебра, сплавов разных металлов. Можно сказать, что бусы - это материал, нанизанный на нитку или леску и носимый как украшение на шее.
   КОЛЬЕ - изысканный и дорогой вид украшений. Колье имеет более "сложное строение" - крупные звенья ("гроздья") различной формы, которые обычно расположены в центре, к краям постепенно уменьшаются, иногда переходя в тонкую цепочку. В колье превосходно сочетаются достоинства металла и вставок из различных камней, самоцветов или природных материалов, позволяя художнику-ювелиру создать неповторимый образ, воплотить в жизнь любую творческую идею.
   Жемчужные бусы вместе с металлическими серьгами и с брошью из цветных камней выглядят очень некрасиво. С летними платьями, сарафанами, гарнитурами для пляжа можно надеть нитку небольших и не крупных ярких бус (можно из крошки камня), гармонирующих с тканью платья, и такой же браслет, тогда все остальное будет лишнее. К платьям, отделанным оборками или воланами, не идут украшения сложной формы, например, ожерелья с камнями в металлической оправе. А вот бусы простой, гладкой формы не будут спорить с отделкой. Полным женщинам с большим бюстом не стоит носить крупные и круглые бусы. Женщинам с полной короткой шеей не рекомендуется носить круглые бусы у основания шеи, им лучше надеть более длинные бусы. Чтобы выбрать подходящее именно Вам украшение для шеи, необходимо прежде всего "ощутить идею", понять смысл, избрать некий символ, который вы хотели бы внести в свою жизнь. Предпочитайте разнообразие. Украшений для шеи у современной женщины должно быть достаточно много, лишними бусы не бывают никогда, чтобы всегда можно было соответствовать "времени и месту".

   ЦЕПОЧКИ, КУЛОНЫ И ПОДВЕСЫ
   Популярные в народе ЦЕПОЧКИ по сути нельзя назвать украшением, хотя их делают из золота, платины, серебра и благородных сплавов. Сам по себе символ цепи - "связь, соединение, обязательство и обязанность" - отчасти не согласуется с понятием свободы творческого самовыражения и утонченной красоты. Однако цепочка незаменима для "поддержки" такого замечательного украшения, как кулон, медальон или драгоценная подвеска. Здесь цепочка "на своем месте", она составляет единое целое и входит в ансамбль.
   КУЛОНЫ (ПОДВЕСКИ) могут быть разнообразных художественных композиций, с оправой из золота, платины, серебра и сплавов, со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней или из кусочков янтаря, кораллов, кости и др. Изготавливают кулоны из керамики, фарфора, фаянса с дополнительной декоративной отделкой, а также из металла в виде разнообразных пластин - круглых, квадратных, овальных и других, с эмалью, гравировкой, чеканкой. Подвески носят не только на цепочках, но также и на шнурках и резинках, на бархотках, на тонких бусах из мелкого бисера, на металлических кольцах и т.п. Очень любят различные подвески дети (как мальчики, так и особенно девочки).
   По художественному исполнению МЕДАЛЬОНЫ отличаются не меньшим разнообразием и являются одним из видов подвесов. Они имеют интересную "изюминку" - могут открываться на две половинки, представляя собой миниатюрный "тайничок души". Внутри медальона имеется ободок (рамка), что позволяет романтичному владельцу установить мини-портрет возлюбленной персоны, хранить ароматный локон или использовать более утилитарно (например, сегодня в наш прагматичный век наиболее популярны часы). Поверхность медальонов часто украшают символическим гравированным или штампованным рисунком, вставками из мелких камней, художественной эмалью. Бывают медальоны с гладкой полированной или матированной поверхностью. Медальон чаще всего не просто украшение, а еще знак памяти о дорогом и прекрасном (несет дополнительный смысл) и более всего присущ романтикам.
   Отдельно можно выделить различные подвесы РЕЛИГИОЗНОГО содержания: крестики, ладанки, иконки, образа святых. Этика требует никогда не выставлять их напоказ и носить только как нательные украшения (в принципе, для очень открытых летних сарафанов и топов, на пляже и как дополнение к купальнику они уместны, но не более). С такими-же целями и по тем-же правилам носят магические амулеты и талисманы в виде подвесов, которые вообще нужно беречь от посторонних взглядов. Это не украшения, а плацебо или средства для самовнушения, их должно быть не видно.
   Цепочки и подвески (кулончики) сегодня являются воистину народным украшением. К огорчению их любительниц нужно добавить, что истинные леди и деловые женщины-менеджеры высшего звена такие украшения на работе и на приемах носить не должны, это является признаком дурного тона. И английская "железная леди" Маргарет Тетчер, и британская королева Виктория на приемах никогда не позволяли себе цепочки и кулончики, используя вместо них более подходящие по стилю броши.
   Реклама предлагает замену для традиционных ювелирных украшений для шеи в виде техногенных дорогостоящих "игрушек" - миниатюрных мобильных телефонов с избыточной массой функций, flash-карт и mp3-плейеров. Все это уместно только для мужчин. Женщине никогда не стоит отказываться от ювелирных украшений в пользу дорогостоящих приборов на шее, которые через 1-2 года выйдут из моды и заменятся новыми моделями с новым дизайном. Это совершенно искусственные маркетинговые приемы и рекламные ходы, при помощи которых производители электроники убеждают женщин отказаться от покупки дорогих и долговечных ювелирных украшений в пользу своих товаров, цена на которые высока за счет высоких расходов на рекламу. Цена на кольцо с небольшими бриллиантами, а также натуральными природными изумрудами и гранатами сопоставима с ценой дорогих мобильных телефонов (а то и меньше). Подумайте о том, что через 2-3 года когда-то "крутой" мобильник станет обычным телефоном, а не дамским украшением, а еще через 2 года неработоспособным не подлежащим ремонту аппаратом. Ювелирное изделие живет около 100 лет. Носить одновременно мобильник, плейер или карту с пластмассовым корпусом на шнурке на шее и цепочку с подвесом, бусы или брошь с точки зрения хорошего вкуса недопустимо, браслет к нему не подберешь, о серьгах и говорить не приходится... Фактически производится попытка вытеснения ювелирных украшений из гардероба женщины, которая вместо украшений носит на шее пластмассово-электронные продукты техногенного прогресса.

   БРОШЬ
   Ювелирное украшение, прикалываемое к одежде чаще всего на груди или воротнике (реже вверху на рукаве). Состоит из декоративной части с припаянными к ней с обратной стороны булавкой и крючком. Первоначальное использование броши было утилитарным. Не случайно корень слова происходит от кельтского "broc" - острие, игла. Поначалу брошь служила для застегивания одежды, например плаща, и называлась аграфом, фибулой, наконец, булавкой. Самые первые броши и первобытные булавки делались из костей, дерева и камня. Вообще, брошь появилась именно тогда, когда человек начал изготавливать и носить одежду и возникла необходимость ее фиксировать, закалывать или украшать. Именно брошь по своей исторической сути и назначению отличает человека от обезьяны.
   Броши были особенно популярны в средние века. Сейчас как в Европе, так и в Украине и России броши снова в центре внимания. Сегодня брошь можно носить на лифе платья, у декольте, на лацкане жакета или делового пиджака, на узле шейного платка, на поясе, на шапке или шляпке и даже на сумке. И вообще, брошь - символ того, что женщина самостоятельна, принадлежит к деловой элите и имеет хороший деловой вкус (сегодня хороший тон диктуют именно деловые женщины).
   Джемперы или вязанные свитера с яркими цветными рисунками не следует дополнять ни бусами, ни брошью (брошь может зрительно потеряться). К свитеру крупной вязки, трикотажному платью или костюму идут более крупные украшения. Но и здесь нужна мера. Если у свитера есть большой отложной воротник, то брошь на нем будет смотреться достаточно элегантно (даже небольшая). Брошь чаще всего несовместима с бусами и всегда несовместима с цепочками и кулонами. Броши носят справа и слева на груди, на лацкане пиджака-жакета, на уголке воротника блузки или платья, на кармане. На объемном джемпере или платье без воротника брошь можно прикрепить на плечо, в нарядном платье - на драпировку в виде пряжки. Брошью скрепляют шарфы, платки, воротники, полочки жакета, если он не имеет застежки. Смелые женщины могут использовать брошь в качестве верхней пуговицы и застежки на платье, если это подходит по стилю и покрою платья, брошь не заслоняется и она будет одна. Тонкое платье и легкая ткань требует тонкой по замыслу и художественному исполнению броши. К более плотным тканям идеально подойдут украшения с полудрагоценными камнями и самоцветами или же более массивного исполнения. С платьем, застегивающемся спереди на цветные или очень блестящие пуговицы, вообще не следует носить брошь. Если пуговицы на платье спереди нейтрального цвета или обтянуты тканью и мало выделяются, то можно носить заколку или брошь, но только сбоку, а не вверху застежки. Если брошь носится на лацкане женского пиджака или отвороте куртки, то пуговицы роли не играют.

   СЕРЬГИ
   Серьги изобрел первобытный человек, который смог изготовить острый предмет и нашел, что уши (а также губы, нос и некоторые другие части тела) можно им протыкать сравнительно безболезненно и безопасно, причем дырки потом не зарастают и не болят. Раньше серьги больше напоминали разукрашенную булавку, которую втыкали в отверстие в мочке уха. Клипсы появились намного позже с развитием технологии (как и все современные варианты сережек).
   Серьги, если они подобраны удачно, создают столь много значимую гармонию фигуры и линии плеч. Серьги с длинными подвесками, а также большие круглые серьги не рекомендуются женщинам с полным широким лицом и тем, кто носит очки. Такие серьги больше подходят молодым и среднего возраста женщинам с удлиненной формой лица. Маленькие плоские серьги подходят женщинам с круглым лицом. Молодым девушкам чаще всего не идут большие серьги (но есть исключения, так как причина состоит не столько в молодости, сколько в отсутствии опыта и неумении подобрать украшение к лицу, что на маленьких изделиях не так заметно). Считается, что серьги гармонируют с цепочкой и подвесом, но на самом деле они универсальны. Если летом выбор украшений практически не ограничен, то зима предполагает большую сдержанность. Украшения для этого времени года должны быть не слишком большими - отлично будут смотреться клипсы или серьги, оттеняющие лицо, а также серьги, подобранные к шапке или воротнику. Серьги хороши в любое время года и во всех ситуациях, кроме очень сильных морозов (чтобы уши не отморозить, металл все-таки) и там, где можно зацепиться и порвать ухо.
   К сожалению, пирсинг (прокол различных частей тела помимо мочки уха) не имеет сегодня поддержки среди ценителей красоты и приверженцев хорошего тона. Во-первых, он очень болезненный, ранка долго не заживает и требует повышенного ухода по сравнению с ушами, во-вторых, носит скорее интимный характер, так как не всем окружающим нравятся проколотые брови, носы, щеки, языки, пупки или соски на груди (не говоря уже о более интимных местах и половых органах). Ряд людей может испугаться интимного пирсинга из-за боязни травмировать партнера с пирсингом и причинить ему (ей) боль в ответственный момент. В-третьих, пирсинг часто говорит о желании индивида выделиться в толпе любой ценой. В-четвертых, наиболее уместен пирсинг скорее на молодых и крепких телом. В-пятых, человек из-за пирсинга на видных местах может столкнуться с немотивированным отказом в приеме на работу или с ограничением карьерного роста, особенно при публичной работе, связанной с работой с клиентами.

   КОЛЬЦА
   Особый предмет разговора - кольца. Они являются продуктом более продвинутой цивилизации и исторически появились только после того, как человек научился производить более сложную обработку изделий, чем просто воткнуть в ухо или нос острую палочку. Изготовление колец требует мастерства и развития технологий. Когда человек одел на пальцы кольца, он поднялся выше по лестнице эволюции.
   Кольца носят если не все, то есть почти все женщины. Но всегда ли они действительно украшают? Безусловно да, если подобраны со вкусом. Женщинам небольшого роста с маленькими руками подходят узкие кольца с одним или несколькими мелкими камешками; если уж перстень, то с камнем узкой, продолговатой формы. Кольца с камнями овальной формы или в виде груши, направленной суженным концом к ногтю, зрительно делают кисть руки тоньше и изящнее. Девушкам и молодым женщинам рекомендуется носить кольца с одним небольшим камнем, женщинам среднего возраста - с более крупными камнями или россыпью из мелких камней. На руке с короткими и толстыми пальцами аляповато выглядит массивное широкое кольцо. Женщины, имеющие довольно длинные и не толстые пальцы могут насить практически все что угодно.
   Не стоит одевать колца одновременно более чем на пять пальцев. На официальные мероприятия и приемы не советуют надевать больше 2-3 колец. Надевать больше двух колец на один палец тоже обычно не нужно (исключения составляют очень тонкие кольца, купленные специально для таких целей, причем не обязательно в комплекте). Если на пальце крупное кольцо или перстень, второе кольцо надевать неуместно. Не очень красиво смотрятся кольца на больших пальцах, так как эти пальцы более толстые и короткие, чем остальные.

   ЧТО, КОГДА И КАК НОСИТЬ
   Украшения? Но что именно? Когда, к какому наряду, в сочетании с чем надеть? Важно, каким именно украшениям будет отдано предпочтение в каждом конкретном случае. Бывают украшения повседневные, подходящие практически к любому платью и случаю, - они не очень дорогие, не очень крупные, но вместе с тем достаточно изящные и, что особенно важно, универсальные и практически никогда не выходящие из моды. Наиболее удачными являются те украшения, которые без ущерба для вкуса и без страха прослыть старомодными или слишком молодящимися носят одновременно и мать, и ее повзрослевшая дочь.
   Другие украшения предназначены исключительно для торжественных и особых случаев, так называемых больших выходов - на праздничный вечер, юбилей, свадьбу. Этим украшениям позволительно быть заметными. Если они не из драгоценных металлов, желательно носить их в комплекте. К вечернему платью подходят заметные броши, кулоны, ожерелья, яркие серьги с подвесками, браслеты - блестящие, сверкающие всеми цветами радуги, или оригинальные. Иногда единственная нитка элегантных бус, если они подобраны со вкусом, способна преобразить женщину.
   Бриллианты и некоторые другие драгоценные камни, жемчуг в золоте и серебре наиболее эффектны при ярком искусственном освещении, так как пасмурным днем бриллианты (как и их искусственные заменители - фианиты, цирконы или любое стекло) не проявят своей игры. Кроме того, эти камни нужно очищать очень часто и тщательно (в том числе используя спецальные очистители), так как даже небольшой и невидимый глазом отпечаток пальца или налет пыли может резко снизить игру света в камне. Для пасмурной погоды или плохого освещения идеальными являются самоцветы (рубины, изумруды, александриты и другие, как природные, так и синтетические), они также хорошо играют и при ярком дневном или искусственном освещении. Но следует помнить, что не все самоцветы, прекрасные на солнце, хороши и при недостатке света (такими являются природные шпинель, бериллы, турмалины, темные хризобериллы и другие, которые теряют цвет и становятся мрачноватыми).
   Мода не устает изумлять нас поистине ошеломляющим разнообразием дизайнерских находок. Невозможно не растеряться перед ослепительным великолепием витрин ювелирных магазинов. И все же, как бы ни был богат выбор украшений, вы не рискуете ошибиться, если отдадите предпочтение классическим (а значит проверенным и испытанным временем) образцам. Можно носить украшения крупные и мелкие, одно-единственное или в комплекте, разных цветов и форм, из любых материалов и в разнообразных сочетаниях, но при одном непременном условии: пусть они будут безупречного вкуса.
   И еще одно очень важное правило: самое дорогое - не всегда самое лучшее. Не всегда то, за что запросили слишком дорого, будет так-же хорошо смотреться (ценник в качестве гарнитура и дополнения к украшению носить не принято, а обсуждать цену изделий в обществе является дурным тоном). Это касается и ювелирных изделий, и бижутерии. Продавец может быть заинтересован всучить более дорогое изделие ради погони за своей прибылью, только и всего (какие бы хвалебные или оскорбительные слова при этом не произносились). Желательно избегать ювелирных (а значит дорогих) украшений, которые относятся к сиюминутному "писку моды" и являются плодом чрезмерно бурного воображения дизайнера или слишком высокого полета его фантазии (смотря с какой стороны на это посмотреть). Недорогую, но оригинальную (и даже слишком оригинальную) бижутерию можно смело покупать не только на один сезон, но даже просто на один день или на одно событие, для того она и создана.

   УХОД ЗА УКРАШЕНИЯМИ ИЗ ЗОЛОТА, СЕРЕБРА И УХОД ЗА КАМНЯМИ
   Если Ваши изделия из золота и серебра сильно потускнели, почернели и потеряли свой вид (особенно если их долго не носили или они получены из третьих рук), не нужно долго думать и изощряться. Самый эффективный и дешевый метод - отнести в ближайшую ювелирную мастерскую, где украшения за считанные минуты и очень недорого отполируют на станке заново. С фабричными украшениями обычно проблем вообще нет. Если у Вас от постоянной носки потеряло вид золотое обручальное кольцо, для него переполировка в ювелирной мастерской - наилучшее решение, дома Вы так его не почистите. Сложные украшения могут потребовать более тщательной и долгой очистки. Если ювелирный камень натурального происхождения или редкий синтетический камень потерял блеск, его можно заново переполировать. Если полностью потерял свой вид любой распространенный синтетический камень, который можно без ущерба для изделия вынуть (часто фианит, циркон, намного реже корунд), его лучше и дешевле заменить новым камнем (хорошая переполировка будет стоить дороже).
   Если камни в изделиях закреплены на клею (такое бывает с жемчугом, мелкими камнями, даже с мелкими бриллиантами, изделиями оригинального дизайна или со стеклом в бижутерии), их нельзя ни мыть, ни тереть щеткой, ни чистить дома, да и в мастерской Вам скорее всего скажут о наличии проблем и возможных дополнительных расходов. Не покупайте ювелирных изделий, если вставки в них выполнены на клею. Камень должен быть в надежной закрепке при помощи "лапок" и прочно зафиксирован не менее чем в трех местах, а бусина-жемчужина просверлена снизу и механически закреплена. Чаще всего камни теряются, если они посажены на клей, и намного реже, когда они механически закреплены.
   При выполнении физических или домашних работ кольца рекомендуется снимать, иначе поверхность кольца и камня может получить царапины и потерять блеск, а на руке может получиться отек. При применении косметических средств (мазей, кремов и т.д.), приготовленных на основе ртути и солей, золотые изделия рекомендуется снимать. Ртуть не только изменяет цвет золота, оставляя на нем белые пятна, но и разрушает его. Пятна на золотом изделии могут появиться и от йода.
   Ничего нельзя делать с изделием самому, если в него вставлен натуральный благородный опал.
   Потерявший вид мягкий флюорит или селенит восстанавливается только машинной переполировкой.
   В посуду из мраморного оникса никогда нельзя наливать ничего кислого (в том числе вино).
   Если у Вас потускнел и потерял внешний вид янтарь, то вначале убедитесь, натуральный ли он. К мастерам на выставках часто подходят посетители с просьбой восстановить старое изделие с янтарем, который при ближайшем осмотре оказывается удачной пластмассовой имитацией. Бижутерия не подлежит абразивной или машинной чистке и переполировке. Только особо ценные изделия реставрируют (и то не в каждой мастерской). Потерявший вид натуральный янтарь восстановить бывает очень сложно и дорого, так как это сложный в обработке материал. Никогда нельзя чистить янтарь щетками и абразивами. Нельзя пытаться восстановить янтарь самостоятельно, так как это только ухудшит дело.
   Изделия с бирюзой не должны касаться мыла, не говоря уже о мытье посуды, бирюза боится сильного нагревания, спиртовых растворов, щелочей, сильных запахов. Бирюза реагирует на жиры и со временем зеленеет. Бирюза боится солнца. Восстановить позеленевшую бирюзу можно только облагораживанием и прокраской верхнего слоя (читайте материал о синтетике на нашем сайте). Если Вы в наследство получили золотые изделия с позеленевшей бирюзой, не спешите ее заменять (высок шанс получить вместо дорогого природного камня современную дешевую синтетику), а обратитесь к специалистам по облагораживанию бирюзы без ее извлечения из изделия. Лучший уход за этим камнем - просто берегите и носите бирюзу.
   Золото при носке тускнеет и царапается. Более твердое серебро наоборот, становится все лучше и красивее (серебро боится забвения). Впадинки покрываются естественной патиной, выпуклости полируются до блеска. Золото нельзя тереть щетками и абразивами, если Вы не специалист. По поводу чистки серебра существует много мнений, но самым доступным и эффективным для дома (по мнению держателя этого сайта) является чистка серебра обычной зубной пастой на основе мела и мягкой зубной щеткой с последующим тщательным промыванием под краном в проточной воде опять-таки со щеткой. Полируют изделия из серебра суконной тряпочкой. Камни нужно при этом не задевать и потом чистить отдельно. Золото так чистить тоже не рекомендуется.
   Ювелирные вставки и камни хорошо очищаются при помощи фитиля из ваты (ваты на пластмассовом стержне) и любого стеклоочистителя, содержащего нашатырный спирт, с последующей протиркой камня ватой, мягкой косметологической бумажной салфеткой или чистой белой хлопчатобумажной мягкой тряпочкой (ветошью) насухо. Нужно следить, чтобы не было разводов, а волокна ваты или нити не застряли в изделии и не цепляли его. Так-же чистят полудрагоценные камни и самоцветы, ограненные кабошоном. Этот же щадящий метод чистки реально хорош и для золота. В принципе, чтобы содержать в идеальном состоянии ювелирные украшения, достаточно иметь вату, косметические бумажные салфетки, мягкую зубную щетку, зубную пасту на основе очень тонкого мела и стеклоочиститель хорошего качества и помнить, что некоторые природные камни самим чистить нельзя.
   В принципе, сейчас выпускается довольно много мягкой и щадящей бытовой химии для стекла и хрусталя на основе воды, которую можно активно использовать для ухода за ювелирными украшениями. После них изделия приобретают особый блеск. Но нельзя пользоваться средствами для снятия ржавчины, известкового налета, очистки труб, раковин и унитазов, так как они химически очень агрессивные.
   Сложно чистить почерневшие серебряные изделия с позолотой, так как есть риск стереть слой позолоты. Рекомендуют их чистить мокрой тряпочкой солью, промыть и отполировать мягкой тряпочкой.
   Бусы из коралла следует вымыть в мыльной воде, вытереть, а потом отполировать и почаще носить. Не стоит их самостоятельно смазывать маслом или другим жиром, особенно если кораллы пористые.
   Изделия из бивня мамонта боятся соленой воды и нагревания. Помните, что бивень мамонта может иметь природный желтоватый или коричневатый цвет, естественные пятна и прожилки. Чистят теплой водой с мылом и быстро насухо протирают салфеткой. Можно чистить ватой с мягким водным очистителем.
   Изделия со вставкой из уваровита никогда нельзя тереть, в то время как аметистовые и кварцевые щетки кристаллов вернут себе первоначальный блеск, если их почистить и натереть щеткой и стеклоочистителем с нашатырем, а затем осушить мягкими бумажными салфетками или тряпочкой. Если кристаллы кварца сильно загрязнены, для предварительной чистки подойдет не только зубной порошок, но и порошок для чистки кухонных раковин (для минеральных образцов лучше даже порошок с хлором). Точно так-же не боятся абразивов твердые синтетические корунды (рубины, сапфиры и пр.).
   Пластмассовые браслеты, бусы, серьги, кольца (бижутерию) моют в воде без стирального порошка, без любых очищающих средств и мыла. Если бусы очень загрязнились, рассыпьте их, промойте, высушите и снова нанижите на нитку или леску. Деревянные украшения не моют, а только протирают сухой фланелью.