Рудоносные формации геосинклинальных складчатых поясов, эндогенный класс (СНГ)
Гранитоидная формация редкометалльных пегматитов средних глубин с топазом, аквамарином, бериллом, амазонитом и изумрудом (грейзены)

   Магматическая группа. Включает пять формаций: вулканических туфов и пеплов с окаменелым деревом; риолитовую обсидиановую; аляскитовую (хрусталеносных пегматитов малых глубин) с флюоритом, топазом, бериллом; гранитоидную (редкометалльных пегматитов средних глубин) с топазом, бериллом, аквамарином, амазонитом и изумрудом (грейзены); гипербазитовую (альпинотипных гипербазитов) с жадеитом, нефритом, хризолитом.

   Месторождения самоцветов формации пегматитов средних глубин с характерной редкометалльной минерализацией известны на Урале, в Забайкалье и других районах страны.

   Наиболее хорошо изучены пегматиты с ювелирными топазом и бериллом самоцветной полосы Урала, пегматитовое поле которой локализовано в западной экзоконтактной зоне, протягивающейся в меридиональном направлении, синскладчатого позднепалеозойского гранитного интрузива, залегающего в ядре крупного антиклинория.

   Интрузив расположен в гнейсовой толще раннепалеозойского возраста, слагающей в районе нижний структурный ярус. Породы толщи сложно дислоцированы, метаморфизм их отвечает низким ступеням амфиболитовой фации.

   Контакт вмещающих пород с гранитами носит инъекционный характер: в краевых частях интрузивов образуются гнейсограниты и гранитогнейсы, в широкой зоне экзоконтакта отмечаются многочисленные послойные тела гранитов и пегматитов.

   Преобладающая часть выходов интрузивов на поверхность сложена неравномернозернистыми, часто порфировидными нормальными биотитовыми гранитами. Среди них незакономерно распространены крупные участки пегматоидных, аляскитовых, двуслюдяных и мусковитовых гранитов, выделяемых в качестве фациальных разностей. Жильная фаза представлена аплитами, пегматитами, а также плагиогранит-порфирами и диорит-порфиритами.

   Пегматиты распространены как в гранитах, так и в западном и восточном экзоконтактах интрузива. В восточном экзоконтакте располагаются интенсивно замещенные альбитовые пегматиты с редкими металлами, приуроченные к узким меридиональным зонам разломов. В самом гранитном интрузиве развиты мелкие незамещенные и незональные шлировидные или жилообразные пегматиты существенно калиевого состава, которые не несут ни редкометалльной, ни самоцветной минерализации.

   Миаролоносные пегматиты с самоцветами располагаются в гнейсах и сланцах западного экзоконтакта гранитного интрузива. Ширина меридиональной полосы развития пегматитов (от контакта с гранитами) 10-14 км. Последние в пределах поля распределены неравномерно, по длине поля пегматиты образуют отдельные крупные группы и скопления.

   Выделяется пять таких участков концентрации пегматитов, на площади которых пегматитовые жилы не вытягиваются в линейные зоны, хотя подавляющая их часть имеет субмеридиональное простирание, а развиты именно по площади. Это свидетельствует о том, что размещение миаролоносных пегматитов (в отличие от редкометалльных пегматитов восточного контакта интрузива) не контролируется разрывной тектоникой.

   Пегматитовые жилы, в миароловых полостях которых имеются ювелирные топаз и берилл, залегают в гнейсах различного состава, значительно реже в гранитах. В серпентинитах встречаются пегматиты с цветными турмалинами. На площади самоцветной полосы находятся многие известные месторождения ювелирного топаза (Мокруша, Большая и Малая Тяжеловесницы, Топазница и др.) и ювелирного берилла. Количество добытого из каждой копи самоцветного сырья неизвестно. Несомненно, что оно было значительным, так как старательские отработки на жилах велись в течение длительного времени.

   Строение всех миаролоносных жил с ювелирным бериллом и топазом достаточно типично. В морфологическом отношении описываемые пегматиты характеризуются жильной или плитообразной формой без резко выраженных раздувов и пережимов и малым количеством апофиз; очертания контактов простые. Простота формы и преобладающее крутое падение жил обусловлены согласным залеганием их в гнейсах. Характерная черта строения топаз-берилловых миаролоносных пегматитов - их зональность:

   а) зона мелкозернистого гранита или гранит-пегматита. Бывает мощной и выдержанной или же маломощной и невыдержанной. В висячем боку жил, особенно пологих, значительно менее мощная или совсем отсутствует;

   б) зона графического пегматита развита всегда интенсивно, слагает 40-90% объема жилы. Как правило, облекает внутренние зоны пегматита с обоих боков. Структура графического пегматита по направлению к внутренним частям жилы изменяется от микро- и тонкографической до крупно- и грубографической;

   в) крупнокристаллический пегматоидный или блоковый пегматит располагается в осевой части жилы, образуя или достаточно выдержанные по простиранию зоны, или линзообразные и четковидные гнездообразные обособления среди графического пегматита;

   г) кварцевые ядра или мощные скопления блокового гигантокристаллического кварца совершенно не характерны для описываемых жил. Встречаются они очень нечасто и не достигают больших размеров. Жилы с консолидированным кварцевым ядром редки.

   Состав топаз-берилловых пегматитов альбит-микроклиновый, с резким преобладанием среди полевых шпатов микроклина. Первичный плагиоклаз, представленный альбит-олигоклазом, в заметных количествах отмечен в самых внешних частях жил. Даже с учетом замещающих комплексов валовое содержание альбита в жилах не превышает 15%. Не менее характерная черта состава - резкое преобладание биотита над мусковитом, хотя последний всегда присутствует в центральных зонах пегматитов в заметных количествах. Наиболее типичные акцессорные минералы представлены (в порядке убывания) гранатом, турмалином, бериллом, топазом, лепидолитом, цирконом, сфеном. Процессы замещения всегда отмечаются в пегматитах описываемого типа, однако масштабы развития их незначительны.

   В отличие от камерных пегматиты самоцветной полосы Урала содержат многочисленные друзовые полости, которые расположены не только в пределах зон или обособлений крупнокристаллического пегматоидно-блокового пегматита, но и локализуются в зонах графического пегматита. Форма полостей чаще всего караваеобразная или грубоизометричная, редко вытянутая, щелевидная. Размеры обычно до 1 м3, изредка крупные (до 10 м3) полости с большим количеством ограночного и друзового материала.

   Стенки полостей выстланы друзами хорошо образованных кристаллов микроклина, гребенчатого клевеландита, кристаллов кварца и шерла с крупными пачками мусковита и иногда лепидолита. В этих друзах встречаются изумительной красоты идеально образованные кристаллы голубых топазов, желтого берилла, реже аквамарина. В сводовой части полостей, в самих друзах и в выполняющей полость плотной глине преобладают кристаллы кварца. Топазы и бериллы находятся обычно в донной части полости в виде кристаллов и обломков кристаллов. Они встречаются далеко не в каждой полости, наоборот, большая часть полостей содержит лишь кристаллы мориона, полевых шпатов и шерла. Установлено, что кристаллы топаза встречаются чаще всего в парагенетической ассоциации с лепидолитом, берилл с мусковитом.

   Кристаллы топаза из копей самоцветной полосы Урала прозрачны и окрашены преимущественно в нежно-голубой цвет. Многие кристаллы бесцветны, иногда винно-желтые или желтоватые. Величина кристаллов весьма различна: от нескольких граммов до нескольких килограммов, в редких случаях масса превышает 30 кг. Бериллы, добываемые из полостей описанных пегматитов, желтого, желто-зеленого, зеленого, зеленовато-голубого или светло-синего цвета; габитус кристаллов обычно длиннопризматический; размер прозрачных кристаллов от долей сантиметра до 15 см по длинной оси. Известны уникальные находки бездефектных кристаллов длиной 24-25 см (например, знаменитый зеленый кристалл берилла, добытый в 1828 г.).

   Пегматитовые месторождения Забайкалья по составу и строению аналогичны пегматитам самоцвет ной полосы Урала. Отличие заключается в том, что они располагаются не в экзоконтактовой зоне, а локализованы непосредственно в крупнозернистых порфировидных нормальных биотитовых гранитах эндоконтактовой зоны крупнейшего (площадь выхода около 180x25 км) гранитного плутона позднеюрского возраста. Последний, как и интрузив Урала, залегает в древних гнейсах и сланцах нижнего для данного региона структурного яруса. Топазы из месторождений Забайкалья отличались густой винно-желтой и желтой окраской, иногда встречались бледноокрашенные золотистые и голубоватые.

   Из группы бериллов добывали здесь небольшие кристаллы аквамарина и бледно- и желто-зеленые бериллы. Кондиционные кристаллы бесцветных, голубых или желтых топазов, годные к огранке, встречались в грейзеновых телах некоторых сопок. В очень небольших количествах они извлекались вместе с аквамарином из полостей жил трещинного выполнения кварц-бериллового и кварц-топаз-бериллового состава. Кристаллы топаза отличались короткостолбчатыми габитусом, размеры их не превышали 5 см по длинной оси и 1-3 см в поперечнике.

   Поисково-разведочные и небольшие эксплуатационные работы проводятся на некоторых месторождениях занорышевых пегматитов на Урале. Среди изумрудоносной полосы Урала эксплуатируется месторождение изумруда и александрита подземными горными выработками. Осваиваются пегматитовые месторождения Кольского полуострова с амазонитом. Изучаются пегматиты Забайкалья и Дальнего Востока.