Концепция У-СИН, философия и методы лечения из Китая -->engl
Исторически сложилось так, что народы, заселившие территории в бассейнах рек Инда и Ганга (Индия), Желтой реки (Китай), среднего и нижнего течения Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Вавилония), раньше других вступили на путь перехода от первобытно-общинного строя с его кочевой жизнью к рабовладельческому, для которого характерна оседлость, развитие сельского хозяйства и ремесел. Земледелец вынужден был да вать оценку всем отдельным элементам природы - почве, рельефу местности, животным, населяющим эту местность, растительности, климату, временам года и т. д. Это и определило, по всей видимости, то, что именно на Древнем Востоке стала зарождаться культура.
Как показывает история, теоретические представления мыслителей Древнего Китая и Древней Индии оказались более развитыми и развивались по стихийно материалистическому пути. В общефилософской литературе Древней Индии и Древнего Китая на рубеже конца второго и начала первого тысячелетий до нашей эры вопрос о субстанции бытия решался на основе пяти первоэлементов, или стихий. По представлению древних индийцев и китайцев, наряду с "воздухом" (в древней Индии - животворное дыхание - прана) как носителем "начала" рассматривались и другие элементы природы - так называемые космические первоэлементы: земля, вода, огонь, металл, дерево. При этом вода, земля, металл относились к элементам, из которых слагаются тела, дерево овеществляло "принцип роста", а огонь являлся признаком "движения и развития". Воздух, поступающий при дыхании, оказывает "одушевляющее" действие. Между всеми этими первоэлементами существуют связи (по принципу пентаграммы) и все соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями.
В индийской философии к пяти первоэлементам прибавляется шестой - "сознание". В Древней Греции и Древнем Риме также существовало учение о первоэлементах, лежащих в основе мира (Эмпедокл, Сенека, V в. до н. э.). Все мировые явления укладывались в представление о первоэлементах. В Древнем Китае учение о пяти первоэлементах излагалось Цзы Сы (V-IV вв. до н. э.), Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.); более строгую форму это учение обрело в изложении Цзоу Яна (III в. до н. э.).
КОНЦЕПЦИЯ У-СИН
Этот термин чаще переводится как "пять элементов" (первоэлементов), хотя правильнее говорить о пяти фазах удлинения, пяти движениях (син, - буквально движение). Древневосточные ученые обращали внимание на цикличность тесно связанных между собой явлений природы: ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло, а также цикличность функций человека: бодрствование и сон, вдох и выдох и т. д. Связи суточного цикла определялись следующим образом: день "рождает" вечер, вечер - ночь, ночь - утро и т. д., т. е. считалось, что в основе организации природы лежат циклы чередования инь - пассивной силы и ян - активной силы, а каждый из этих циклов состоит из чередования последовательных состояний: рождение или возрастание (весна, утро и т. д.), максимальная активность (лето, полдень и т. д.), упадок или угнетение (осень, вечер и т. д.), минимальная активность (зима, ночь и т. д.). Аналогично этому восток (восход солнца, утро) соответствует рождению, юг - максимальной активности, запад - упадку (заход солнца, вечер), север - минимальной активности.
Максимально обобщая и абстрагируясь от конкретных явлений, древневосточные ученые разделили мир на пять больших категорий; эти категории (закон пяти первоэлементов) М. Rubin (1974) сравнивает с теорией "ассамблей" в математике. Каждому из четырех последовательных состояний природы был дан символ: дерево, огонь, металл, вода, затем был добавлен пятый символ - земля, поскольку все циклические изменения происходят на земле, т. е., по представлению древневосточных мыслителей, каждый из пяти первоэлементов - это символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке, которые находятся в зависимости от пассивной и активной сил. Дерево - символ рождения, роста (переход от пассивной силы инь к активной - ян); огонь - символ максимальной жизненной активности (максимальное выражение активной силы ян); металл - символ начинающегося упадка (от ян к инь); вода - символ минимальной активности (пассивной силы инь); земля - центр и ось циклических изменений всего мироздания.
В окружающем мире (большой мир, макрокосмос) человек является миром в миниатюре (малый мир, микрокосмос) и состоит из тех же пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей, и подчиняется законам природы, отличаясь от всего остального только разумом. Тело человека состоит из анатомо-физиологических единиц - органов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой. Каждый из органов соответствует определенному первоэлементу и взаимодействует с другими органами.
Древневосточные врачи применяли концепцию у-син к анализу жизнедеятельности организма человека и для упорядочения сущности многообразных отношений человека и природы; сходства между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливались исключительно на основании аналогий. Эти аналогии были обобщены и впервые представлены в виде таблиц в трактате "Хуанди нэй-цзин", однако список подобных аналогий практически неисчерпаем.
В представлении древневосточных мыслителей дерево имело следующие свойства: возникновение путем роста в теплый период, зеленый цвет и т. д., поэтому все вещи (явления), обладающие такими свойствами, относились к первоэлементу дерево. Огонь имеет свойства жары и поднимающегося вверх пламени, поэтому этот элемент в медицине обозначает локализацию жара, или воспаление, в верхней части тела, а все вещи (явления), обладающие свойствами огня, отнесены к первоэлементу огонь. Для земли свойственны плодородие, питание и превращения, поэтому под первоэлементом земля объединены сходные явления. Свойства металла - пустота, чистота, хрупкость, стройность и легкость; поэтому вещи (явления), сходные по свойствам с металлом, отнесены к первоэлементу металл. Вода обладает текучестью, прохладой (холод), способностью. к движению назад, поэтому явления, обладающие такими свойствами, объединяются под символом первоэлемент вода.
Главным практическим выводом из учения у-син является признание-неразрывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов ("друг - враг"). Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода способствует росту дерева, дерево может произвести огонь, огонь дает землю (пепел), земля производит металл, металл превращается в воду (жидкость). Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь, огонь может размягчать металл, а металл может резать дерево. Поскольку каждый из первоэлементов связан с четырьмя остальными первоэлементами продуктивными и деструктивными влияниями, то каждый из этих процессов зависим и связан с другими процессами, находится под их влиянием.
Очевидно (с современной точки зрения), можно говорить о том, что смысл продуктивных и деструктивных влияний и взаимозависимости пяти первоэлементов близок к представлению о законах сохранения массы и сохранения энергии; в условиях равновесия системы инь - ян каждый из пяти первоэлементов не может ни разрушаться полностью, ни беспредельно возникать.
Некоторые исследователи при рассмотрении закономерностей связи органов в рамках цикла у-син отмечают некоторую их правомочность, с позиций современной физиологии. Так, функциональные связи между почками и мочевым пузырем, печенью и желчным пузырем, желчным-пузырем и желудком, желудком и тонкой кишкой, тонкой кишкой и толстой кишкой не требуют доказательств. Последовательная стимуляция может быть интерпретирована как "функциональная помощь", а разрушающая - как "функциональное угнетение". Например, цепочка сердце - легкие - печень - селезенка: постоянная и интенсивная работа сердца требует энергии, которая в виде кислорода поступает из легких, легкие поглощают энергию в виде сахаров из печени, при необходимости в печень нагнетается дополнительное количество крови, депонированной в селезенке. С позиций современной физиологии такой подход к исследованию взаимодействия и взаимосвязей внутренних органов может быть отнесен к системному подходу, при котором изучение жизнедеятельности организма человека производится в целом, а не отдельных его структур, функционирующих независимо друг от друга.
С этих позиций цикл у-син представляет сложную динамическую модель взаимосвязей организма человека с окружающей средой. Она может быть представлена в виде паутины, в которой сотни кругов, обозначающих разные уровни мировых явлений, как бы нанизаны и связаны пятью радиальными линиями, характеризующими функциональную связь всех явлений. Каждая такая радиальная линия обозначает один из пяти пер воэлеменгов; например, вдоль радиальной линии дерево располагаются последовательно печень, желчный пузырь, ногти, весна, восток, кислое, тухлое, звезда, ветер, зрение, слезы, гнев, зеленое и т. д. Несмотря на кажущийся нелепым набор разных по своему качеству явлений, здесь наблюдается определенный смысл и порядок.
Концепция у-син включается в настоящее время в концепцию инь - ян: первоэлементы металл и вода относят к инь, дерево и огонь - к ян, первоэлемент земля образует как бы поворотную точку между инь и ян. Основой взаимосвязи частей целостного организма служит "жизненная энергия", возникающая в процессе взаимодействия организма с окружающей средой, одной из форм проявления этой жизненной энергии является единство и борьба двух противоположных начал - ян и инь. Другими словами, представление об организме человека выведено из вполне материального представления о пяти космических первоэлементах, а поскольку космические первоэлементы материальны, то и организм материален, и, наконец, поскольку все части организма связаны между собой, организм представляет собой единое целое. Древневосточные врачи обнаруживали целостный подход к пониманию сущности природы человека и его заболеваний. Они утверждали, что человек является составной частью окружающей природы и находится с ней в постоянных и тесных взаимоотношениях. В книге "Су-вей" сказано, что жизнь человека образована чи (ци) Неба и Земли и находится под влиянием четырех времен года. Пищу, воздух человек получает из окружающей его природы, к условиям которой он должен приспосабливаться.
Классификация аналогий макрокосмоса и микрокосмоса по концепции у-син
Природа (макрокосмос) | Пять (у) базовых перво-элементов (син) | Человек (микро-космос) | ||||
Пять видов вкуса | Пять цветов | Пять измерений бытия | Пять влияний природы | Пять сторон света | Пять эмоций | |
Кислый Горячий Сладкий Горький Соленый | Зеленый Красный Коричневый Белый/желтый Голубой | Рождение Развитие Изменение Увядание Исчезновение | Ветер Жара Влажность Сухость Холод | Восток Юг Середина Запад Север | Дерево Огонь Земля Металл Вода | Гнев Радость Раздумье Печаль Страх |
Цикл порождения и конструктивные связи между первоэлементами представляет собой позитивное взаимодействие энергий, которое проходит по замкнутому кругу - вода -> дерево -> огонь -> земля -> металл (воздух) -> вода. Этот цикл также называется циклом совместимости, или позитивным циклом. Усиление одного из первоэлементов в соответствии с этой концепцией влечет также несколько меньшее увеличение следующего первоэлемента. Нельзя усилить один первоэлемент син, не усилив при этом следующий по кругу за ним. Это очень важное ключевое свойство.
Вода символизирует происхождение органической жизни. Начинаясь в тишине и спокойствии, она питает дерево. Дерево растет вверх и в стороны. Дерево растет и высыхает. Дерево становится пищей для огня. Огонь - горячий, пульсирующий, насыщенный - это символ активной деятельности. Угасая, огонь оставляет пепел и превращается в землю. Земля собирает и хранит энергию. Она твердеет и порождает металл. Металл расплавяется и становится жидкостью, которая ассоциируется с водой.
Вода усиливает и порождает дерево
Дерево усиливает и порождает огонь
Огонь усиливает и порождает земля
Земля усиливает и порождает металл (воздух)
Металл (воздух) усиливает и порождает воду
Цикл разрушения и деструктивные связи - это негативное взаимодействие элементов. Иначе его называют циклом несовместимости: качества одного элемента находятся в оппозиции к качествам другого в последовательности вода -> огонь -> металл -> дерево -> земля -> вода. Этот процесс легче представить, наложив его в виде деструктивных связей на цикл порождения. Эта последовательность создает пентаграмму (звезду) - традиционный символ деструктивной силы. При усилении одного первоэлемента одновременно обязательно ослабляется и разрушается элемент по деструктивной связи (идущего за ним по кругу через один).
Вода гасит огонь. Огонь расплавляет и уничтожает металл. Металл рубит дерево и разрушает его жизненную силу. Дерево питается соками земли и бурит в ней отверстия своими корнями. Земля поглощает и связывает воду. Это общие рассуждения для лучшего понимания деструкции.
Вода разрушает и угнетает огонь
Дерево разрушает и угнетает землю
Огонь разрушает и угнетает металл (воздух)
Земля разрушает и угнетает воду
Металл разрушает и угнетает дерево
Цикл смягчения и гармонизации (первоэлемент буфер-посредник). Гармонизация. Поскольку все элементы взаимодействуют, значит, тот элемент, который стоит между двумя другими (буфер), может их смягчить взаимное влияние. Дерево - посредник между водой и огнем, оно абсорбирует и удерживает воду. Вода питает дерево и дает ему крепость, что уравновешивает разрушительное влияние металла. Огонь - посредник между деревом и землей, поскольку он способен поглощать дерево и становиться землей. Металл - посредник между землей и водой, так как он рождается из земли и превращается в воду.
Согласно древней китайской традиции, пять основных элементов - это вода, дерево, огонь, земля и металл. Буквальный перевод слова "элемент" - это нечто стабильное, неподвижное, но китайское слово "синь" означает движение и перемены, поэтому более точный перевод - "пять стихий", "пять движущих сил" с симовлическими названиями. Многое в Китае успешно описывается концепцией у-син и взаимосвязями этих первоэлементов.
Вода
Север. Вода - это первоэлемент, от которого происходят все остальные. Она включает в себя все жидкости. Вода - проводник энергии ци, поэтому она ассоциируется с потоком ци и с дорогами в городе. Кроме того, вода символизирует богатство. Ее цвета - синий и вся сине-лиловая гамма.
Предметы, связанные с водой, имеют волнообразную или плавно изгибающуюся поверхность. Вода обладает очищающим и освежающим воздействием. Она служит для обновления и восстановления сил. Однако избыток воды приводит к вялости и унынию. Также вода ассоциируется с эмоциональной чувствительностью. Символами воды следует пользоваться осмотрительно, поскольку вы можете почувствовать себя затопленным, а не очищенным и обновленным.
Дерево
Символизирует восток. Дерево символизируется любыми цветами или растениями. Формы дерева высокие, продолговатые, прямоугольные.
Основная характеристика дерева - крепость в сочетании с гибкостью. Оно символизирует рост, творчество, питание.
Работа с участками дома, связанными с деревом, дает толчок творческим способностям. Однако чрезмерное усердие может привести к идеализму и беспочвенным ожиданиям.
Огонь
Юг. Живой и одухотворенный огонь - сильный элемент, воплощающий качества ян. Он ассоциируется с красным и оранжевым цветами. Символы огня - сам огонь, свечи, электрические лампочки. Предметы, связанные с элементом огня, имеют треугольную или остроконечную форму.
Символы огня в домашней обстановке повышают энергию и уровень активности. Если огня очень много, это может привести к вспыльчивости и раздражительности.
Земля
Элемент земля иногда расположен в центре. С этим элементом связаны желтый и желтовато-коричневый цвета. Предметы земли имеют квадратную форму.
Символами земли являются кристаллы и керамические (глиняные) изделия. Земля означает надежность, стабильность, уверенность в себе, ее символы используют для укрепления духа и моральной поддержки. Слишком сильное влияние земли может создать атмосферу застоя и подозрительности.
Металл (воздух)
Направления металла - запад. Цвета - белый, золотой, серебряный. Основные формы металла - круг и полумесяц, любые металлические предметы, особенно монеты и талисманы. Металл символизирует изобилие и успех в финансовых делах. Избыток этого элемента может привести к поспешности, неосмотрительности и неразборчивости в средствах.
Первоэлемент син - Органы человека
Огонь - Сердце (инь) и тонкая кишка (ян)
Земля - Желудок (ян), селезенка и поджелудочная железа (инь)
Металл (воздух) - Легкие (инь) и толстая кишка (ян)
Вода - Почки (инь) и мочевой пузырь (ян)
Дерево - Печень (инь) и желчный пузырь (ян)
Элемент | Не гармоничен (избыток или недостаток) | Гармоничен |
Вода | Проблемы с почками, мочевым пузырем
Страх/фобии Боли в нижней части спины, ишиас Импотенция/фригидность Привязанность к вещам Неудовлетворенность ходом своей жизни Частое мочеиспускание Тени, мешки под глазами Неспособность переносить холод Трудоголизм Задержка воды в организме Расстройство центральной нервной системы | Удовлетворенность ходом своей жизни
Способность довериться судьбе Жизнеспособность Быстрая адаптация Сильная воля Доброта и мягкость |
Дерево | Проблемы с печенью, желчным пузырем
Гнев, его полное отсутствие Нетерпеливость, слабость духа Проблемы с глазами Проблемы с равновесием, координацией движений Проблемы с сухожилиями Недостаточная гибкость Человек действия Судороги, особенно в плечах Мышечные спазмы Горечь во рту Нерегулярные месячные | Терпение
Умственная и физическая гибкость Умение организовывать, планировать и принимать решения Умение действовать в сложных обстоятельствах Ясное мышление Решительность и отвага |
Огонь | Проблемы с сердцем, тонкой кишкой
Сердечно-сосудистые заболевания Бессонница Беспокойство, забывчивость Сверхчувствительность Перевозбуждение, потребности в стимуляторах Нарушения речи Чрезмерная живость на публике и угнетенность в одиночестве Жестокость, бесчувственность Боль в области груди | Удовлетворенность своей жизнью
Живость Харизма Энтузиазм Способность чувствовать ритм происходящего Знание своих возможностей Любовь и заботливость |
Земля | Проблемы с желудком и поджелудочной железой
Постоянное беспокойство Проблемы с иммунной системой Проблемы с пищеварением: скопление газов, отрыжка Невозможность сосредоточиться Проблемы с лимфатической системой Вялый кишечник Анемия Геморрой Избыточный или недостаточный вес Постоянные мысли о еде Переедание Ощущение топтания на одном месте, неспособность двигаться вперед | Основательность, спокойствие
Хорошее воображение Глубокое понимание и сочувствие Способность долго обходиться без еды Способность заботиться о других, не забывая о себе Сочувствие Хорошее пищеварение Способность передавать полномочия |
Металл | Проблемы с легкими, толстой кишкой
Грусть Одиночество Цинизм Астма Кожные аллергии, болезни Сенная лихорадка Узость взглядов, суждений | Ясность
Оптимизм Организованность Устремленность в будущее Смелость Способность создавать порядок Хороший кислородный обмен |
Упражнения с шарами, тренажерами и массажерами:
- Шамбала, "узел вечности" - четки и браслеты Шамбалы, ламаизм Тибета, Кайлас
- Комболои греческие для верчения - оригинальная разновидность четок для верчения
- Христианские и буддийские четки - христианство, буддизм, ислам, перекидные четки
- Мусульманские четки, христианство и другие редкие виды различных четок
- Буддийские четки, кришнаизм - кость быка, коровы, перламутр, жемчуг
- Четки, краткий обзор четок - история и традиции (по материалам Интернет)
- Купить традиционные и буддийские четки - инструмент современной литотерапии
- Лавовый камень, лава вулкана, вулканические бомбы - мода, SPA и литотерапия
- Бяньши сибин - черный китайский камень как материал для массажеров гуаша
- Рудракша - семена дерева Индо-Гангской равнины и предгорьев Гималаев, четки
- Лотос, семена лотоса - символ божеств Индии и лекарственное растение, четки
- Кость быка и коровы - модный материал для современных украшений, бижутерии
- Кораллы и коралловые рифы - фотографии кораллов и кораловых рифов в природе
- Солевые лампы и соль - природный галит, солевая терапия и спелеотерапия дома
- УФ-фонарик светодиодный - фонарик для диагностики камней, люминесценция
- "Ловец снов" - талисман североамериканских индейцев и сибирских народностей
- Купить "Ловец снов" - готовые изделия, с камнями, перьями, изготовление под заказ
- Использование современных нефритовых массажеров и тренажеров
- Китайские лечебные "Шары Здоровья" - история и современность
- Тонизирующие упражнения с шаром "Уголек на ладони" (подбрасывание)
- Упражнения с одиночными шарами, кистевыми массажерами и предметами
- Вращение и кручение нефритовых шаров и тренажеров в руках
- Купить с доставкой нефритовые массажеры, тренажеры, шары
Рефлексотерапия и массаж в рамках литотерапии:
- Кристаллы, друзы, галтовка и кабошоны как инструменты нетравматической рефлексотерапии -
(Массаж друзами, кристаллами, образцами камней, каменными шарами и нефритовыми яцами) - Рефлексотерапия, массажеры и массаж - история и современность (общий обзор тенденций)
- Иглоукалывание, травматическая рефлексотерапия и массаж - обзор методик и традиций
- История применения кристаллов и камней в физиотерапии и общественно-политической практике
- Магнетит, магнитотерапия, лечение магнитами, магнитные шары, цилиндры, бусы, браслеты, четки
Другие материалы по литотерапии:
- Чакры и минералы, оказываюшие на чакры позитивное и лечебное влияние
- Список заболеваний и органов, положительное воздействие минералов
- Лечебные камни, список популярных минералов и их лечебные свойства
- Кремень из Украины для активации и насыщения воды, для лечения
- Концепция У-СИН, философия и методы лечения из Китая (по Гаваа Лувсану)
- Концепция ИНЬ-ЯН, основная философия лечения из Китая (по Гаваа Лувсану)
- Тибетские медики и современные методы лечения камнями в Тибете
- Лечебные украшения и как их носить
- Лечебные шары для массажа и как ими пользоваться
- Целебные пирамидки как очистители пространства и средства массажа
- Минеральные цилиндры как стимуляторы энергетического воздействия
- Кристаллы. Лечебная вода как гармонизирующие процедуры
- Медитация с кристаллами и минералами